С 01 января 2015 года в законную силу вступает ряд существенных изменений, вносимых в Налоговый кодекс РФ, остановимся на некоторых из них:
1. Уплата и взыскание налогов, налоговые проверки, привлечение к налоговой ответственности (часть первая Налогового кодекса РФ):
— налогоплательщики, которые обязаны представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, должны направлять налоговому органу квитанцию о приеме документов, которые используются им при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, и были переданы налогоплательщикам в электронной форме (п. 5.1 ст. 23 НК РФ);
— налоговый орган может приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке, а также переводы его электронных денежных средств в случае неисполнения обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении документов или пояснений, а также уведомления о вызове в налоговый орган (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ);
— решение о приостановлении операций по счетам в банке и переводов электронных денежных средств в случае непредставления налоговой декларации может быть вынесено в течение трех лет. Данный период исчисляется с момента истечения 10 рабочих дней, следующих за окончанием установленного срока представления отчетности (пп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ);
— при выявлении в ходе камеральной проверки определенных противоречий и несоответствий, свидетельствующих о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы налога к возмещению, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям, сведения о которых указаны в декларации по НДС (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
— при проведении камеральной проверки декларации по НДС (если представлена декларация с заявленной суммой налога к возмещению или выявлены определенные противоречия и несоответствия, которые свидетельствуют о занижении налога к уплате или о завышении суммы налога к возмещению) налоговый орган вправе осуществлять осмотр территорий, помещений, документов и предметов (п. 1 ст. 92, п. 1 ст. 91 НК РФ);
— физлица должны сообщать в инспекцию об объектах обложения транспортным налогом, земельным налогом и налогом на имущество в случае, если за весь период владения упомянутой недвижимостью или транспортным средством налогоплательщик не получал уведомлений и не платил налоги (п. 2.1 ст. 23 НК РФ);
— органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физлиц, обязаны сообщать в налоговые органы о фактах заключения и расторжения брака, установления отцовства, в органы опеки и попечительства — о фактах установления и прекращения опеки и попечительства (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ);
— задолженность по налогам (пеням, штрафам) в размере, не превышающем 5 млн руб., инспекция может взыскать с лицевого счета организации во внесудебном порядке (пп. 1 п. 2, п. 8 ст. 45НК РФ);
— местные налоги и сборы могут вводиться на уровне внутригородских районов в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов городских округов с внутригородским делением либо внутригородских районов (абз. 4 п. 4 ст. 12 НК РФ);
— организация, которая соответствует установленным критериям, вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, который по общему правилу исключает проведение камеральных и выездных проверок за период налогового мониторинга. Особенности проведения налогового контроля в форме налогового мониторинга установлены разд. V.2 НК РФ (абз. 4 п. 1 ст. 82, п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ).
2. Государственная пошлина (глава 25.3 НК РФ):
— увеличен размер госпошлины за оспаривание нормативных правовых актов (пп. 6 п. 1 ст. 333.19 НК РФ);
— скорректирован размер госпошлины за оспаривание ненормативных правовых актов (абз. 3 пп. 6 п. 1 ст. 333.19 НК РФ);
— введен пониженный размер госпошлины за госрегистрацию изменений в учредительных документах общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений таких организаций(пп. 3.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
— установлен новый размер госпошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием нотариальной деятельности (пп. 110.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);
— снижена госпошлина для физлиц, которые обращаются за получением государственных (муниципальных) услуг через порталы, интегрированные с единой системой идентификации и аутентификации, с получением результатов в электронном виде (п. 4 ст. 333.35 НК РФ).
3. Упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НК РФ):
— организации, применяющие УСН, не освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в отношении объектов, которые облагаются указанным налогом исходя из кадастровой стоимости (п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
— в налогообложении не применяется метод ЛИФО (внесены соответствующие изменения в пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ);
— применяющий УСН предприниматель не освобождается от уплаты налога на имущество физлиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности и включенного в перечень, который определяется в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ с учетом предусмотренных в абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ особенностей (п. 3 ст. 346.11 НК РФ).
4. Единый налог на вмененный доход (гл. 26.3 НК РФ):
— освобождение от налога на имущество организаций при применении ЕНВД не распространяется на объекты, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость (п. 4 ст. 346.26 НК РФ);
— уплачивающий ЕНВД предприниматель не освобождается от налога на имущество физлиц в отношении имущества, используемого в облагаемой ЕНВД деятельности и включенного в перечень, который определяется в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ с учетом предусмотренных в абз. 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ особенностей (абз. 2 п. 4 ст. 346.26 НК РФ).